Финансовое планирование – бюджетирование

В основу семинара-практикума положен практический пример разработки бюджета для диверсифицированного (производства и торговля) бизнеса.

Пример максимально приближен к реальным условиям. Слушатели под руководством бизнес-тренера самостоятельно осуществляют все основные шаги по разработке и внедрению бюджетной системы предприятия. Большое внимание будет уделено рекомендациям по разработке необходимых процедурных документов.

В ходе обучения рассматриваются следующие вопросы:

Система финансового планирования и его общие принципы. Методы финансового планирования на предприятии. Бюджетирование как технология управления. Система бюджетирования. Состав бюджетной системы предприятия: операционные, вспомогательные и финансовые бюджеты.

Практические шаги разработки и внедрения бюджетной системы предприятия:

1. Анализ затрат предприятия и определение модели их поведения. Цепочка создания стоимости. Практический пример классификации затрат и определения цепочки создания стоимости для производственного и торгового предприятия. Описание функции затрат для практических примеров. Положение по управлению затратами на предприятии как итоговый документ шага – цели и порядок разработки.

2. Определение финансовой структуры компании. Выработка ключевых показателей эффективности для центров финансовой ответственности. Практический пример определения финансовой структуры для производственного и торгового предприятия. Положение о финансовой структуре предприятия – практические рекомендации по разработке.

3. Определение состава бюджетного плана и порядка его разработки. Состав операционных бюджетов для производственного и торгового предприятий – практический пример. Состав финансовых бюджетов. Состав вспомогательных бюджетов. Определение зон ответственности за разработку и реализацию бюджетов и порядка взаимодействия в бюджетном процессе («привязка» к финансовой структуре компании). Рекомендации по разработке бюджетного регламента в целом.

4. Практический пример разработки бюджета производственного и бюджета торгового предприятий – методы разработки, зоны ответственности, ключевые показатели, механизм взаимодействия (деловая игра).

5. Бюджет продаж

6. Бюджет производства

7. Бюджет прямых затрат на материалы

8. Бюджет закупок прямых материалов

9. Бюджет прямых расходов на оплату труда

10. Бюджет фонда оплаты труда

11. Бюджеты вспомогательных центров ответственности и перераспределение затрат по функции.

12. Бюджет производственных накладных расходов

13. Бюджет полной производственной себестоимости

14. Бюджет коммерческих расходов

15. Бюджет административных (управленческих) расходов

16. Бюджет доходов и расходов

17. Бюджет движения денежных средств

18. Прогнозный баланс

19. Контроль и анализ бюджетных показателей. Причины отклонений от запланированных показателей. Типы отклонений. Подходы к анализу отклонений. Гибкий бюджет и правила его разработки. Практические рекомендации по разработке операционного отчета.

В результате обучения слушатели приобретают навыки:

  • систематизации и классификации информации о затратах предприятия, определению и описанию функции затрат для конкретного вида бизнеса;
  • определения и формализации финансовой структуры компании, включая установление типа центра финансовой ответственности (ЦФО) для каждого подразделения, зоны ответственности и подконтрольности руководителя ЦФО;
  • выработки эффективной системы мотивации ЦФО (ключевых показателей эффективности) на достижение заложенных в бюджете результатов;
  • определения оптимального состава бюджетной системы для предприятия, организации разработки операционных бюджетов;
  • прогнозирования важнейших показателей деятельности компании;
  • координации взаимодействия специалистов и руководителей ЦФО в бюджетном процессе;
  • формировании эффективной системы бюджетного контроля, разработки системы анализа отклонений и подготовки операционного отчета;
  • разработки бюджетного регламента компании в целом.

Форма проведения

мастер-класс с элементами деловой игры.

Технология обучения

Программа обучения рассчитана на 2 дня (8 часов), продолжительность занятия 4 часа, с перерывом на кофе-паузу.

В стоимость входят: раздаточный материал, учебные пособия, дополнительные информационные материалы в электронном виде, индивидуальные консультации по материалам семинара.

Стоимость обучения

Бизнес (очно)
  • удостоверение о повышении квалификации
12 500 руб.

Образцы документов

Преподаватели курса

Трошина Вера Александровна

Трошина Вера Александровна

– высококвалифицированный практикующий консультант, обладающий многолетним опытом преподавания, специалист по Российскому бухгалтерскому учету и Международным Стандартам Финансовой Отчетности (Диплом АССА DipFR (RUS), сертификат ASKERI-ACCA управленческий учет, ASKERI-ACCA управление финансами, ASKERI-ACCA управление предприятием). 

Валенцева Елена Викторовна

Валенцева Елена Викторовна

кандидат технических наук, тьютор

Отзывы слушателей

Яндекс.Метрика